Из внутренних грузопотоков Западной Сибири важнейшие следующие:
Главные предметы вывоза из Западной Сибири — хлеб, масло, скот, кожи, рыба, пушнина, лес, уголь, металл, рельсы и некоторые виды машин. Хлеб идёт и на запад (на Урал и дальше), и на восток (в Восточную Сибирь и на Дальний Восток), и на юго- запад (в Среднюю Азию); уголь и лес — на запад и в Среднюю Азию; металл, рельсы, машины — преимущественно на восток, остальные грузы — на запад.
В пятилетие 1946 — 1950 гг. Западная Сибирь, сильно поднявшая все отрасли своего хозяйства в предвоенные пятилетки и особенно за годы Великой Отечественной войны (за счёт эвакуации оборудования из временно оккупированных районов), продолжала развиваться повышенными темпами. На Западную Сибирь пришлось выполнение значительной доли заданий по приросту не только посевных площадей и скота, но также и угля, металла и оборудования. В частности, сильно развилась собственная рудная база Кузнецкого завода, увеличилась добыча угля в Кузбассе, а также развилась текстильная промышленность.
Крупнейшее значение для Западной Сибири и для Урала будет иметь завершение железнодорожной магистрали Сталкнск — Магнитогорск (иначе Южно-Сибирской), которая пройдёт от Абакана (в Красноярском крае) через Сталинск, Барнаул, Павлодар, Акмолинск и дальше по уже готовому участку дороги до Магнитогорска, с выходом на западе в район Куйбышева. Южно-Сибирская магистраль обеспечит новую, дополнительную и более короткую связь Сибири с Южным Уралом и юго-востоком Европейской части Союза.
Курган —областной центр, у пересечения р. Тобола с Сибирской железнодорожной магистралью.
Соединён новой железнодорожной линией со Свердловском. Значительный центр пищевой промышленности. Новый завод сельскохозяйственных машин —"Уралсельмаш".
Омск — областной центр, на берегах Иртыша, при пересечении его Сибирской железнодорожной магистралью, раздваивающейся отсюда на запад на две линии — на Челябинск и на Тюмень. Построенный в XVIII в. как крепость, Омск вплоть до революции сохранял военно-чиновничий характер, имел крупное административное значение как центр степного генерал-губернаторства, включавшего в себя большую часть Казахстана. Теперь это крупный центр промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья (элеваторы, мельницы, мясокомбинат, кожевенные заводы и т. п.), а также химической промышленности и машиностроения (сельскохозяйственного и транспортного). В Омске крупный сельскохозяйственный вуз и ряд научно-исследовательских институтов.
Перевалка грузов с воды на рельсы и обратно: по Иртышу к Омску снизу идёт лес, сверху из Казахстана —дыни, арбузы, продукты животноводства. Омск — основная база снабжения Обского севера.
Тюмень — областной центр, на р. Туре, притоке Тюменская Тобола. Самый старый из русских городов в Сибири. Крайний западный пункт Обь-Иртышского пароходства, он долгое время был конечным пунктом самой старой железной дороги в Сибирь Пермь (теперь Молотов) —Тюмень, соединившей бассейны Волги и Оби. До постройки Сибирской магистрали Тюмень служила "воротами" в Сибирь; через неё в своё время прошло около миллиона ссыльных и столько же переселенцев. Значительная перевалка грузов лесных и хлебных с воды на рельсы.
Промышленность — лесопильная, фанерная, химическая, судостроительная, кожевенная и мукомольная.
Тобольск —у впадения Тобола в Иртыш. Один из первых в Сибири городов со многими памятниками сибирской старины, имевший в своё время крупное административное значение. База снабжения Обского севера.
Новосибирск — областной центр на Оби, у пересечения её Сибирской магистралью и у отхода от этой магистрали двух линий: на Барнаул — Семипалатинск (где начинается Турксиб) и на Кузбасс.
Информация с ресурса: www.megtranscom.ru - МежТрансКом. Телефон: +7(495)921-03-29 - железнодорожные грузоперевозки в Новый Уренгой. Коды грузов.