Около 80% батарей, которые оказываются во вторчермете, могут быть восстановлены. Да-да, огромное количество еще вполне работоспособных устройств оказывается на свалке в качестве нескольких килограммов свинцового лома.
В теории свинцовая батарея безупречна и практически вечна. Она построена на взаимодействии кислоты (электролита) и оксида свинца. По такой же схеме на металлы наносят гальванические покрытия (например, хром), только в батарее это работает в обратную сторону. При зарядке аккумулятора все возвращается на свои места, и батарея снова начинает отдавать электричество.
Но в реальности не бывает ничего вечного: постепенно емкость батареи падает и она перестает «держать заряд». Это происходит из-за сульфатации – образование солей свинца, которые постепенно накапливаются в активной массе, перекрывая доступ металла к электролиту и уменьшая емкость. Активная масса (или намазка) представляет собой пористый оксид свинца, который за счет своей большой площади контакта с электролитом позволяет выдавать очень высокие токи. Иными словами, есть две причины, по которым аккумулятор становится негодным: сульфатация и разрушение намазки (активной массы).
Восстановление аккумуляторов
Разрушение активной массы - фатальная поломка. Она происходит из-за ударов, вибрации, размерзания аккумулятора. Особенно коварно последнее: плотность электролита падает практически до 1,0 г/см3, т.е. он становится практически чистой водой. Прибавьте к этому мороз на улице и вот вам и лопнувшие корпуса, и разломанные решетки пластин.
Сульфатация аккумулятора – это клиническая смерть. Обычные бытовые зарядные устройства типа «Орион» заряжают аккумулятор постоянным напряжением или током. Генератор автомобиля заряжает батарею точно также. Но если положить на гвоздь молоток, он ведь не забьется?
На отечественном рынке и в профессиональных СТО встречаются зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов шведской марки СТЕК. Они стоят в 2-2,5 дороже обычных зарядок, но работают весьма интересно. У них у всех микропроцессорное управление и начальная стадия зарядки отведена длительному этапу десульфатации. В этом режиме устройство CTEK подает на клеммы импульсы до 5-6А с паузами. Получается «крошение» сульфатов: переменный высокий ток разрыхляет сульфаты, в них проникает кислота, и они куда охотнее растворяются. Подобная профилактика увеличивает ресурс аккумуляторов до 2-х раз, а глубокосульфатированным батареям может вернуть до 90% емкости!
Здесь нет чудес, которые описываются в рекламе разного китайского «фуфла». Просто обычные зарядные устройства технически не способны иметь программируемый или хотя бы автоматический импульсный режим зарядки. CTEK против Ориона и аналогов (многочисленных) – как многоточечный впрыск против однокамерного карбюратора.
После таких процедур нужно обязательно проверить емкость электролита: в заряженной батарее она должна быть не менее 1,26-1,27. Если она не в норме, нужно долить дистиллированной воды.
Советы: